Земля боготольская

Общественно-политическая газета Боготольского района

«Права потребителей должны быть защищены!..»

- Василий Егорович, как давно вы представляете Красноярское общество защиты прав потребителей в  городе и районе?

- Мне как юристу с многолетним стажем за свою практику приходилось неоднократно бывать в экспертных отделах Красноярска, в том числе в Обществе по защите прав потребителей, руководство, которого и предложило мне в итоге представлять интересы этой общественной организации в Боготоле.

К своей новой работе я приступил с 1 мая нынешнего года.

 

- Вы защищаете права только боготольских потребителей?

Конечно, нет. Со своими проблемами к нам может обратиться, к примеру, житель того же Тюхтета, или Ачинска, как впрочем, и любой другой гражданин РФ, побывавший проездом в нашем городе.

Другими словами, пропиской мы не интересуемся.

 

- Сколько обращений рассмотрено  и каковы их   причины?

- Поступило более 70  заявления жителей города и района. Консультации проводились как по телефону, так и в ходе   личного приема. Потребителям оказывалась досудебная помощь в составлении претензий и исковых заявлений в районный суд.

Отмечу, что наибольшее количество обращений связано с оказанием  некачественных бытовых услуг — изготовлением и установкой пластиковых окон, металлических дверей, ремонтом бытовой техники,  ремонтом и пошивом одежды.

Также боготольцы обращались с жалобами на низкое качество технически сложного товара, товаров длительного пользования, на нарушение сроков их ремонта и обмена,  на реализацию просроченных продуктов, обсчет  и обвес.  Потребителям разъяснялись их права в соответствии с требованиями закона, оказывалась помощь в составлении письменных претензий к продавцам товаров и услуг ненадлежащего качества.

Основная часть обращений разрешалась в  досудебном порядке после вручения претензии. А по десяти претензиям, неудовлетворенным продавцами в добровольном порядке, были подготовлены исковые заявления в мировой и районный суды, по ним уже прошли судебные заседания.

В результате проведенной работы потребителям был производен возврат стоимости товаров, услуг или их замена. Кстати, все устные консультации по предоставлению гражданам правовой помощи оказываются нами на безвозмездной основе. При этом я хочу отметить, что история, когда продавец пугает покупателя некачественного товара дорогими экспертизами, которые нужны, чтобы получить доказательства брака — сейчас довольно частое явление. Часто именно это становится причиной того, что потребители останавливаются в борьбе за свои права.

Поэтому рекомендую при спорных вопросах обращаться к нам по адресу — улица Советская 18, офис 27, или по телефонам 8-923-288-45-76; 8-965-913-58-48; 8-929-321-20-90.   Как показывает практика, даже технически сложные товары не всегда необходимо сдавать на экспертизу, чтобы получить обратно деньги.

Кроме того, следует помнить о том, что в случае положительного судебного решения потребитель не только вернет потраченные деньги, но и получит с продавца пеню в размере 1% от стоимости товара за каждый день.

 

- Значит, основанием для начала претензионной работы служит обращение к вам потребителя, то есть его жалоба?

- Совершенно верно. Существует федеральный закон о порядке рассмотрения обращения граждан РФ. Там есть понятие «обращение», перечислены требования к его оформлению, содержанию.

В частности, закон предполагает, что обращение не может быть анонимным, оно должно быть конкретным, содержать необходимую, достоверную информацию о том, кто его написал или озвучил в личной беседе.

 

- Вы упомянули о десяти делах по защите прав потребителей, которые за несколько прошедших месяцев уже рассмотрены районным судом.

Можете привести одно из них в качестве примера?

- Пожалуйста. Нынешней весной один из моих клиентов приобрел в Боготоле мотоблок для обработки своего садового участка. И в первый же день агрегат вышел из строя. Продавец наотрез отказался обменивать товар или возвращать за него день, мотивируя это тем, что покупатель неправильно эксплуатировал технику. Нам пришлось отвезти мотоблок в экспертный отдел краевого Общества защиты прав потребителей, специалисты которого установили, что причина поломки — заводской брак. В результате продавец возместил покупателю не только стоимость товара, но и моральный ущерб, упущенную выгоду, а также оплатил все судебные издержки. То есть, при цене мотоблока 12 тысяч, ему пришлось расстаться почти с 40 тысячами рублей.

 

- На что можно сослаться, если у меня отказываются принять в ремонт товар, находящийся на гарантии, мотивируя это тем, что я, допустим, не сохранил от него коробку?

- Положения, касающиеся данного вопроса, у нас сегодня закреплены в статье 16 закона «О защите прав потребителей», определяющей недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей. Поэтому все аргументы об обязательном наличии коробки, оригинальной упаковки в самых разных вариациях не правомочны, а отказ принять в ремонт товар на их основании – расценивается как противоправное действие.

 

- А вправе ли продавец вернуть деньги  за некачественный товар не в полном объеме, мотивируя это тем, что его стоимость снизилась, так как покупатель им уже пользовался и товарный вид был потерян?

- В статье 503 Гражданского кодекса РФ содержится положение о том, что при возврате покупателю уплаченных за товар денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида или подобных обстоятельств. Поэтому здесь действует прямая норма, не позволяющая говорить о возможности уменьшения цены товара, по которой он был приобретен.

 

-   Когда продавец обязан заменить товар в семидневный срок со дня предъявления претензии, а когда в течение 20 дней?

- В 7-дневный срок потребитель имеет право на замену товаров в том случае, если не возникает необходимости проведения экспертизы. 20-дневный же срок напрямую связан с процедурой проверки качества товара.

 

- Не раз обращал внимание на то, что в некоторых магазинах отсутствуют ценники на одежду и обувь.

- Продавцу необходимо иметь четко оформленные ценники с соответствующими реквизитами, которые должны нести весь объем необходимой и достоверной информации о товаре. Их отсутствие является нарушением.

Беседовал Г. НОРИЛЬСКИЙ.

Оставить отзыв

Вы должны быть зарегистрированы для того, чтобы оставить комментарий.